Машина времени

Проект «Машина времени»
Для кого, зачем и почему?

Началось все с первых опытов, рассказов нашим малышам о том, что было раньше, как изменялся наш мир. Но тут мы, мамы столкнулись с массой: «Почему? Зачем? Как?», -бесконечных, но естественных вопросов от наших малышей, которые заставили нас взяться за эту воистину огромную, бесконечную, но интереснейшую тему: развитие человека через призму ... архитектуры.

Почему именно архитектура?
В ней можно четко увидеть этапы, проследить логику развития человека, его навыков, накопления опыта и другого. Но об одной архитектуре рассказать невозможно! Ведь она часть культуры и быта, искусства и творчества, и, конечно же, истории. Знакомство детей с историей и культурой очень важно. Это полезно для формирования культурных ценностей, творческого мышления, понимания прекрасного. Именно обучающие игры в этой области учат детей анализировать, накапливать знания и оперировать ими!

Знание прошлого позволяет понимать настоящее, открывать новое. Это та волшебная сила, которая движет миром.
Авторы проекта:
Наталья,
мама мальчика Федора
и дочки Варвары
Марина,
мама мальчика
Алеши
        

                  
Тот, кто не смотрит назад, не будет двигаться вперед.

Примерно к трем годам уже сформировывается порядочное осознание времени и пространства. Так почему бы не рассказать нашим детям о том, что было раньше, представить, что может быть в будущем, познакомиться с окружающим настоящим. В такое путешествие, конечно, лучше отправиться на машине, кровати, стуле, велосипеде или просто под зонтиком времени назад в прошлое, ведь в простой игровой форме так легко понять от чего и почему. Мы начинаем шаг за шагом погружаться в мир истории, культуры и архитектуры.
Самое время совершать открытия!
 687x454



ИГРА ПЕРВАЯ.


Дорогие наши друзья и путешественники, пассажиры и рулевые
«Машины времени!
Приступаем к нашему самому первому путешествию, которое позволит нам перенестись далеко в прошлое, в те времена, когда ... Подождите, а как же мы отправимся в путешествие, если не взяли карты – ленты времени или не познакомились с рекой времени?! Ведь как мы узнаем без них, что наступило настоящее, мы перенеслись в прошлое или в будущее махнули?




РЕКА ВРЕМЕН

Вместо введения.
Цель вашего участия в данном курсе?
Мое, как его автора-писателя-мысляизлагателя и соавтора-основателя - интересное времяпровождение с ребенком + с пользой для общих знаний и представлений о мире.
Я не буду давать вам фактов и цитат из диссертаций и исторических опусов, порой даже взгляды, приведенные в рамках данного курса, могут показаться вызовом. Цель моя и наша (с Натальей): расширить и познакомить малышей с возможными интересными моментами истории человечества, - поэтому, для любителей Дарвина и классической школы: не пытайтесь критиковать или переубеждать авторов, в частности меня (Марина Андреева-Доглядная). Писали, играли и другим сие предлагать бум! ;-)
Ваше право - принять, ваше право - отрицать. Мое право - найти факт, проанализировать его, предложить то, что это есть и как в это можно поиграть.
Так что, давайте жить дружно! И, главное, интересно!
(Иллюстрации: авторов курса, работы Татьяны Челпановой и средства интернет)
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается,
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Г.Р.Державин
Лента или река времени.

Тема реки и ее роли зеркала времени - это то, что можно встретить в религиях, преданиях, верованиях, культуре и искусстве многих народов. У реки есть начало (наши корни или предки: прошлое), есть русло (мы, наши родственники, друзья: настоящее), есть дельта или то, куда ей предстоит перенести свои воды: наше будущее).
На мой взгляд, очень важно, чтобы ребенок ощущал свою связь с прошлыми поколениями, понимал свое место в жизненном цикле и мог ориентироваться во временном пространстве. Соотносить такие понятия, как "было" и "будет", "сегодня" или "прошло" и т.п., чтобы не происходило таких казусов, которые мы с вами наблюдаем сегодня, накануне 70-ти летия победы в ВОВ, когда желание иных лиц переписать историю, скрыть правду и выбелить зло, превышает над личным пониманием индивидуальной ответственности в рамках мировой истории и человеческого общества. Но, не будем об убогих, правда?
Итак! Наши историческое и архитектурное путешествие во времени я предлагаю начать именно с игр в
"РЕКУ ВРЕМЕНИ".
Нам, взрослым не трудно представить то, что такое машина времени, что есть перемещение в будущее или прошлое.
А теперь поставьте себя на место карапуза 3-4 лет. Какая машина времени?! Река времени?!?
Зачем? Пошли играть в куклу или катать самосвал!
Не стоит усложнять жизнь ни себе, ни своему ребенку.
Давайте для начала усвоим одно, но незыблемое правило участников - экипажа "Машины времени 2015 года":

все познается в игре, а если что-то не играется, то либо мы с вами находим способ сделать из этого игру, либо откладываем на тот возраст, когда вы способны объяснить данное явление, понятие "человеческим" - доступным для понимания и интересным для ребенка языком.

ПОПЛЫЛИ!
 Для начала, вооружитесь рулоном обоев или склейте листы формата А4  в длинную, ну очень длинную-длинную-длинную полосу.
Отличный вариант - воспользоваться широкой атласной лентой, на которую можно прикреплять даты-булавки, пришивать горизонтальные притоки (пояснение ниже) и т.п.
Если хотите, то можно подготовить мини-карту наших путешествий: просто нарисуйте на листе формата А1 на ваш выбор:
·        Ленту времени,
·        Реку времени.
Теперь вам понадобятся:
 ·       Фото членов семьи, кого вы захотите отметить на ленте времени.
 ·        Фото вашего юного путешественника (малыша).
 ·        Клей, ножницы, фломастер,  прищепки и т.п.

 Рекомендации по фото.
В идеале для изготовления ленты (реки времени):
·        фото малыша: при рождении, фото в год, 2 года, 3 года.
·        Фото членов семьи: контрастного возраста. К примеру: вот тут дедушке 3-4 года ( или столько же, сколько вашему малышу. Это необходимо для проведения временных параллелей и аналогий)

Теперь, когда поле для реки, ленты готово, начнем его оформление. Позовите малыша, разложите фотографии родственников, будет здорово, если вы доберетесь и до прадедов, особенно, если малыш их знает.
Нарисуйте прямую линию через весь лист или просто, если рисует ваш малыш. Ближе к концу напишите год – 2015, к примеру и скажите вашему ребенку, что сейчас мы с тобой будем... играть! Пусть эта прямая река, дорога, лента, путь самолета времени, нить истории и прочее, прочее, прочее.
К примеру, река. Начинаем путешествовать и открывать карту реки (ленты) времени!
Предложите крохе найти свое фото среди разложенных.
Отлично! Теперь, давай приклеим это фото выше (ниже) цифры 2015. Можно обозначить островок, можно сделать слияние рек
Кстати, рекомендуем приклеить и фото папы, мамы, дедушки и бабушки в этот островок.
Возможно, туда же ваш малыш захочет поместить и фотографию домашнего животного? Почему бы и нет!
Затем сообщите, что машина времени (корабль времени и т.п.) включилась (для этого можно взять звонок от велосипеда, завести юлу, перевернуть песочные часы, запустить таймер на печке и прочее, что придаст этой процедуре действительно эффект запуска вашей машины времени), и мы переносимся назад в ПРОШЛОЕ, в тот год, когда родился ваш малыш, чуть отступите на листе (кстати, заранее определитесь с пропорциями временных промежутков!).
Отметьте на ленте год рождения малыша и прикрепите его фото ( в идеале).
Таким же образом можно отметить на ленте (реке времени):
·        дата, когда вы узнали о беременности (малыш поселился в животик мамы);
·        дата свадьбы родителей;
·        дни рождения родителей,
·        дин рождения бабушки, дедушки, прадедов, братьев, сестер, хорошо, если ребенок их знает.
·        Оживить реку (ленту) можно и промежуточными датами: тут деду, бабушке столько же, сколько тебе, малыш. А вот и мама с папой в этом возрасте.
Кстати, если вы делаете ленту времени, вы можете просто отмечать на ней:
  •         Узелок времени,
  •         Бантик времени,
  •         Остановку времени и т.п.
Если вы делаете реку времени, вы можете просто отмечать на ней:
  •         Островок времени;
  •        Порт остановки во времени: что, кстати, позволит вам раскручивать в реку и притоки - перпендикулярные, к примеру: месяца, дни, - и т.п.

Вы можете придумать свое название карте времени, исходя из интересов малыша и его увлечений. Возможно, стоит для начала просто пофантазировать над тем, как назвать такую карту.

Теперь задача для родителей на данный урок:
 ·        мы играем с нашей картой (лентой, рекой), путешествуем по ним, находим и открываем новые даты, события, 
·        проверяем понимания малышом: «Покажи мне, что было раньше, кто родился раньше, что произошло до этого и т.п.»
Как вариант, что ваш малыш может предложить начать не с себя, а, скажем, со времен динозавров (прошлое) или с пришествия инопланетян (будущее).
 Обязательно поддержите его инициативу! Ведь от того, как пройдет этот вводный урок нашего курса зависит очень многое!!!

Организационная часть первого путешествия 2015 года. 

Ждем ваши рассказы и впечатления:
1) ваших дневничках и ссылки на них: оставляем в комментариях: http://umnitsa-miass.ru/ishop/product/713
В дневничка в конце: ссылка на авторов проекта обязательна:
Марина, сайт "Счастливый ребенок", http://umnitsa-miass.ru/ ,
Наталья , сайт Ogoroom , http://ogoroom.blogspot.ru/

2) группа вконтакте: https://vk.com/album-42365339_191203300
Отзывы о курсе "Машина времени": https://vk.com/topic-42365339_32226487

Отчет по данному уроку необходимо предоставить не позднее 20 мая 2015 года: комментарием ниже.

Забыла сказать: 
Для слабых на копирование дам и джентльменов, особенно тех,
что любят "придумывать" чужими руками (мозгом):
представленный текст и фото являются авторской собственностью.

Не подлежат частичному, полному и иному копированию, цитированию, заимствованию и публикацией под новым именем. и т.п., а уж тем более выкладыванию в сети интернет без разрешения на то автора, т.е. меня.
Разрешения - письменного.

Если что-либо из изложенного здесь вам по душе, которая к тому же просит и поделиться этим с другими, буду рада, если при этом вы просто
сделаете ссылку на данную публикацию.

В противном случае оставляю за собой право считать вас нарушителем моих авторских прав,
и человеком творчески и духовно бездарным. 






ИГРА ВТОРАЯ.
Данный урок будет состоять из нескольких частей. Начнем. Часть 1:
МЫ С ТОБОЙ ПОСТРОИМ ДОМ. 
В ней мы с вами вместе с малышом попробуем построить  себе, игрушкам жилище, которое бы было удобно для жильцов, защищало бы их от непогоды и т.п.
Помимо этого надо будет "разобрать" дом на части и понять, что есть что, из чего состоит и как с ним играть. Именно на знании ребенка составляющих дома будет основана работы в процессе дальнейших путешествий.
Почему именно дом?
Для каждого существа, обитающего на нашей планете, очень важно понятия дома. Для кого-то это панцирь, для кого-то маленькая ракушка, а чьи-то дома могут занимать территории целых районов или представляют собой лабиринты, гроты  и т.п.

Так или иначе – потребность в доме, как и в безопасности, которую он несет (вспомним старика Маслоу ) мы можем легко проследить историю развития, взросления человека и человечества в целом. Именно на основе дома, а так же вариаций его построек, направлений и назначений их мы и будем путешествовать с вами во времени. Но прежде чем решиться на это, давайте проверим, готовы ли наши юные путешественники (теоретически) к ожидающим их открытиям и путешествиям.

Для этого, прежде всего, нам необходимо проверить знание и понимание  малышом таких терминов, как:
- дом (жилище);
- элементы дома: вход (дверь)/выход, крыша, стена, окно, труба, пол, потолок и т.п.
- соседи, жильцы;
- сооружение (строительство дома);
- профессии, связанные с домом;
Т.к. проект наш исторически-архитектурный, давайте и начнем с того, что решим со своим малышом: «Какой дом мы будем строить?!».
Разрешите предложить вам пару идей, которые показались мне весьма интересными для игр и игр и закрепление понятий на эту тему.

Мы с тобой построим дом,
Чтобы жить уютно в нем,
Чтобы крыша не текла,
И работала труба.
Чтоб соседи не мешали,
Прочно чтоб стены стояли,
Будем жить там, поживать,
Счастье, радость в нем встречать.
(© Авторское право: Марина Андреева-Доглядная, 2015. 
Свидетельство о публикации №115052505818 )


Прежде всего, попросите ребенка рассказать вам или вместе ответьте на вопросы:
- Что такое дом?
- Зачем он нужен человеку, людям, животным, вашему малышу.
- Что в доме есть, из чего он состоит?

Сделать это можно в виде беседы за ужином, за игрой (между делом), на прогулке или поездке в транспорте.

Ответы можно записать, зарисовать, а еще лучше - изобразить.
Да, да! Предлагаю вам сыграть в пантомиму или иным образом "физически обыграть" ответы или беседу.
Для чего?! Не пугайтесь, я не сошла с ума, просто ест факт, который мы, родители не имеем права не использовать при играх с нашими детьми:

"Среди специалистов бытует мнение, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим..."
Н.А. Бергер
"Современная концепция
и методика обучения музыке".


Помимо того, что вы придумаете, как и из чего строить дом, разрешите предложить вам сделать пособие, которое позволит вам разложить дом на части и собрать во едино.
"МНОГОСЛОЙНАЯ КНИГА"


Вам понадобятся:
- файлы формата а5, можно и а4 взять, если не лень рисовать в таком масштабе.
- акриловые краски или любой аналог, которым можно рисовать на файлах так, чтобы было видно сквозь несколько слоев.
- эскиз дома-прожект.
- папка, она же обложка для будущей книги: скоросшиватель в папке для файлов.

Что делаем.
Для начала рисуем проект на листе бумаге формата того, какие файлы вы выбрали.


Нумеруем элементы дома, в каком порядке они будут у вас появляться, у нас это было так:
1. фундамент
2. стены
3. дверь + *ступеньки
4. крыша
5. окно
6. *или ступеньки

Вкладываем в файлик эскиз № ххх и отрисовываем элемент красками.
Достаем, отправляем сушиться.
И так по всем элементам.
 
Особенности работы:
1) Складываем в обложку так: самый первый файл - деталь 1, потом 2, потом 3...
Кстати, ваш дом не парит в облаках? Тогда не поленитесь нарисовать (рекомендую на бумаге и вставить в файл под №0) зеленую полянку.

2) Как играть. Представьте перед ребенком картинку пустой поляны и расскажите стихотворение "Гном решил построить дом" (высылается участнику в формате pdf и в формате после публикации рассказов по предыдущим урокам и выполненному заданию по изготовлению данной книги-многослойки).
В процессе чтения данного стиха - перелистывайте с конца в начало вашу книгу: дом у вас постепенно соберется в единое целое.

В возрасте около 2-х лет я играла с сыном в дом:
Обратите внимание: речь идет именно о многоэтажном доме, в котором и живет наша семья, Лека, т.е. разговор с ребенком идет о привычных и знакомых понятиях.

 В связи с чем, разрешите совет на будущее: при выборе дома для совместного "строительства", не забывайте проводить аналогии с тем, где и в каком жилище живете вы, ваша семья, родственники и т.п. 

Многоэтажный дом, а точнее его макет-конструкция при игре с малышом позволяет дать определение двойственности понятий:
- потолок/пол
- вход/выход
- соседство.

Будет здорово, если вы сначала обсудите с ребенком, что именно вы хотите построить:
- это будет украинская хата или многоэтажная высотка,
- дом бабушки в деревне,
- дом будущего (на то мы и в машине времени!) и т.д. и т.п.

С другой стороны, учитывайте возраст крохи: возможно, именно сюрприз  в виде готового дома, сделанного его родителями, будет для него приятнее и интереснее.

Можно записать себе идеи малыша или зарисовать с ним эскиз архитектурный план вашего будущего дома.

Для ребят постарше: предложить пофантазировать из геометрических деталей, конструкторов и т.п., которыми на полу можно выложить план для постройки дома.

Не поленитесь прочитать и разучить с ребенком стихотворение С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек»:
Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.


А если сделать фигуры и устроить теневой театр?
МК - на днях, следите за новостями!!!

Воспользуйтесь любым другим стихотворением, при его разучивании помните о правиле усвоения информации: 90, 50 или 10%? Вам решать самим.

Для этого можно написать его на листе формата а2, повесить на холодильник, стену. Как вариант, взять ватман, в одной части написать крупным шрифтом стихотворение для разучивания, а рядом – день за днем, создавать вместе с малышом дома или эскиз иллюстрации этого стихотворения.


Разрешите предложить вам пару идей для строительства вместе с малышом:
- дом из кубиков ,
- дом из картона своими руками ,
- дом из конструктора, блоков и т.п.

   
   

 И это только базовые идеи!

У многих есть «Лего», конструкторы «Кроха», пустые коробки, кубики, картон. Не забывайте о бессмертных домах из табуреток, одеял, детских кроваток.

Ваша задача этой части урока – построить вместе с ребенком дом, на основе данной постройки проверить/изучить/закрепить базовые понятия, необходимые для работы в проекте: крыша, вход (выход), соседи, стены (внутренние и внешние), пол (потолок), дверь, окно и т.п., их назначения в доме.

Не удивляйтесь таким простым на наш взрослый взгляд вещам: к примеру, понимания двойственности назначений элементов строения очень важно. Ведь, к примеру, наш с вами потолок является чьим-то полом, а наша стена может быть частью большой стены дома и т.д. Не ленитесь освежить эти понятия с ребенком!
Обязательно обсуждайте назначение элементов дома:
- окна нам нужны, чтобы видеть внешний мир, проветривать квартиру и т.п.;
- стены держат крышу, разделяют площадь (территорию дома);
- крыша защищает нас от...
- дверь... и т.д.

В процессе подобных бесед можно заняться с малышом:
- обустройством дома или его двора, заодно можно и поучаствовать в акции >>>
- украшением вашего жилища (внутри, снаружи – на ваш выбор);
- заселением жильцов в ваш дом (игрушек, самого малыша или всех вместе).

Рекомендуем в рамках данного урока, рассмотреть варианты домов и ... братьев наших меньших! Будет здорово, если вы вместе с ребенком соорудите и установите в лесу, парке, кормушку для птиц, может быть, новую будку для вашей собаки и т.п.
Предложите малышу посмотреть видео о самых необычных домах нашей планеты: выбрать любое видео вот тут (>>>)

А так как наш проект прежде всего для малышей, конечно же, предложите вашему крохе пару милых и веселых мультфильмов на эту тему:
Человек строит дом



Здоровье начинается дома 


Дом для леопарда


Белый домик

О том как гном покинул дом


Дом, который построил Джек
(отличная иллюстрация отношений с соседями) 

Кошкин дом 


Дом, который построили все

Старый дом



Три поросенка 


Пока не стремитесь в рамках первой части этого урока дать понятия профессий, связанных с домом.

Наша задача именно дать пищу, информацию для дальнейших выводов о том, что дом проектирует архитектор, строитель строит, ухаживает за ним...
Но это уже вторая часть нашего урока, которая будет предложена вам:
  



ИГРА ТРЕТЬЯ.
 Часть 2:
КТО ПОМОЩНИК В ДОМЕ НАШЕМ? 
ЭТО МЫ СЕЙЧАС РАССКАЖЕМ!  

Итак, дорогие участники, мы познакомились, повторили  базовые архитектурные понятия, связанные с жилищем человека.
 Теперь давайте рассмотрим с малышами вопрос, что дало человеку строительство, обустройство его жилища. 
Здесь мы опускаем вопросы потребностей  в безопасности и прочее от дедушки Маслоу, а переходим именно к: профессиям человека, его верованиям, привычкам и прочему, что тоже является неизменным отражением культуры и истории.
 Для начала, давайте ещё раз (а, может быть, для кого-то впервые) поговорим с нашими ребятами о профессиях, которые возникли благодаря строительству дома.

Здесь мы предложим вам только канву, темы, а вы вправе или охватить их все, или уделять каждой из них по чуть-чуть ежедневно, чтобы в голове у малыша было целостное представление:
 - архитектор;
 -строитель;
 -отделочник;
 -дизайнер;
 -домработница;
 -дворецкий;
 - дворник;
 - управдом;
 - домовой и т.д.

Каждая из них заслуживает отдельного разговора или обсуждения. Рекомендуем начать именно с архитектора, как двигателя мысли изменения вида жилища и всех вытекающий из этого последствий.
 В процессе беседы, рассказа, игры, вы можете плавно переключаться от одной профессии к другой.
 Мы не рекомендуем и не предлагаем ТЗ по каждой из них: это займёт массу времени. Как показывает опыт наших игр с малышами, достаточно пару раз в процессе совместного времяпровождения при случае упомянуть о той или иной профессии, привлечь к этому папу, привести наглядный пример из жизни, и малыш на лету схватить суть всего материала и взаимосвязь тем.

Итак,  АРХИТЕКТОР – человек, проектирующий дом, т.е. тут мы можем поговорить: и о прошлом, какие были дома, о том, что люди стремились к более комфортному жилью, человеческая мысль неслась вперед и создавала всё новое и новое; и обсудить развитие индустрии, позволяющее развить от строительства вигвама до небоскрёба.  
 Архитектор – это профессия. Это человек, который придумывает и рисует дома.  Для этого он сначала придумывает проект, потом его воплощает в чертёж (прошлое-будущее).
 Архитектор отдает свой рисунок – чертеж (тут углубляться пока рано, можно просто использовать ваш рисунок, если вы его делали к №1 части данного урока), СТРОИТЕЛЮ,  дополнить, что в похожих работах принимают участие:  отделочник, а затем дизайнер.
Строители бывают разные:
  •  одни выкапывают котлован под фундамент, другие кладут фундамент и возводят стены(каменщики),
  • плотники  строят  деревянные стены, крыши,
  • водопроводчики проводят воду ( она поступает к нам по трубам), электрики проводят провода с электричеством,
  •  маляры-штукатурщики делают наши стены ровными и красивыми, им помогают отделочники ( кладут плитку, пол...).

Дизайнер придумывает обустройство дома внутри. Чтобы было красиво и уютно, выбирает цвета и материалы, подбирает мебель, ткани, шторы, и, бывает,  даже посуду и постель!
  Строитель   по чертежу строит дом, так как нарисовал архитектор. 

Рекомендуем обсудить  с ребёнком вопрос:
  •  материалов для строительства: дерево, снег, камень, картон, глина, цемент, кирпич, – любого, который будет понятен малышу. Материал: люди строят дома из того (тех материалов), что есть рядом – лес, разный камень, или создают их сами: пластмасса и прочее.  Можно дома или на улице попробовать возвести часть дома из любого доступного материала.
  •     места для строительства.  Предложите малышу подумать и порассуждать, помогите ему в этом сами: где строят дом, почему именно там, как люди выбирают эти места и т.д.
  •   что необходимо для постройки помимо материала и строителя. Тут рекомендуем коснуться вопроса техники, привести примеры того, как раньше перевозили грузы: гужевая повозка, караван, парусные корабли, - а как их доставляют сегодня: самолёт, самосвал, катера и т.д. и т.п.


Обратите внимание малыша, что очень важно выполнение задумки архитектора: строить по рисункам (чертежам).
 Задание: 
набросайте самый простой и доступный для малыша чертёж. Можно предварительно, можно сделать вместе, распределяя профессии: пусть сегодня вы архитектора, а он – строитель; при составлении чертежа-задания учитывайте материалы, из которых ребёнок будет строить дом: конструктор, кубики, картон, подушки и т.п., - а так же цвета данных материалов, чтобы они были в наличии.
Можно приготовить чертёж, а к нему – вырезанные заранее соответствующих цветов детали чертежа, чтобы ребёнок мог выбрать из их разнообразия нужны, в данном случае рекомендуем провести в 2 этапа:
 - только с необходимым количеством материалов согласно чертежа;
 - с лишними деталями.

Задача ребёнка – выполнить чертеж (построить по чертежу), к примеру, вы рисуете 1 стену красным кубиком, две стены синим, одну жёлтую, а ребёнок – подыскивает и строит дом по подобному чертежу.
 Таким образом, мы тренируем внимание малыша,  повторяем цвета,  закрепляем понятие чертёж, проект дома, профессии архитектора и строителя.

В процессе выполнения задания, расскажите вашему строителю, что дом начинают строить снизу вверх.
 Сначала нужно построить фундамент – основание, на котором стоит дом.  Это для того, чтобы дом стоял крепко, его не сдул ветер-ураган, не смыл ливень, чтобы он не перекосился и провалился под землю, (т.к. земля (грунт) изменятся, мокнет (от подземных вод в том числе) – проседает, зимой замерзает, летом высыхает..., - продолжайте рассуждения с малышом на эту тему).
 На фундамент кладут пол (на сырой земле жить не очень-то). Затем возводят стены, а в них окна. На стены укладывают потолок. Они держат (несут) потолок и крышу.  Пол и потолок еще называют перекрытиями, т.к они перекрывают стены, отделяют этажи. Выше всех стен – крыша. Она защищает нас от плохой погоды. 

Крыши бывают плоские и скатные (будет здорово, если вы нарисуете прямо перед малышом виды крыш или вместе построите одинаковые дома с разными крышами).
 Со скатной крыши  хорошо стекает дождевая вода, ссыпается снег зимой.
 На плоской крыше придумали специальные конструкции для слива воды, а снег надо счищать. Для самых смелых путешественников: можно коснуться вопрос труб и стоков, даже соорудить их. 

Дома бывают частные и многоквартирные. 
В многоквартирных есть соседи.  

Кроме того, для уборки дома люди придумали разные профессии (примеры игр к ним):
 - домработница: пусть малыш выполняет ваши поручения по уборке одной из комнат, мытьё посуды, поможет вам загрузить бельё в стирку и т.п.
 обсудите «объем работ вашего дворецкого»: принять шапку, куртку, убрать ботинки, открыть дверь и т.п.
дворецкий (вахтёр): встретьте вечером папу с работы, предварительно
  - дворник: вооружитесь лопатками, вениками. Устройте с малышом на прогулке уборку около подъезда, на площадке рядом с домом, возьмите мешки для мусора, соберите тот, что можно найти в подъезде, рядом с домом и т.п. можно использовать одноразовые перчатки или другие средства гигиены. Познакомьтесь с вашим дворником, обсудите с ним его работу и т.д.
 - управдом или ЖЭК: сходите в ЖЭК, объясните малышу цель данной организации, постройте дома несколько домов, пусть малыш организует различные службы: сбор мусора, службу дворников и другое.

 - домовой: не коснуться этого вопроса нельзя т.к. он так же является отражением развития культуры. Вы можете рассказать или показать мультфильмы на эту тему , к примеру:




Поиграть в игру домовёнок.
Пусть малыш прячется от вас, а вы его ищите или приносите ему подарочки, сделайте поделку про домового и … не ограничивайте ни свою, ни фантазию малыша – это же так здорово!!!

В  рамка данного урока, предложите малышу хит– сказку про трёх порося. Обсудите, кто в этой сказке из поросят и как строил, какие профессии применялись. Какие домики строили три поросенка, где живет Баба-яга, Теремок, Дома Винни-Пуха и его друзей.

 Давайте вспомним сказки, где есть дома.  Сколько вы вспомните? Устройте вечером семейную викторину на эту тему.

Чем отличаются эти  сказочные дома от наших? В каком из них хотел бы поселиться ваш малыш? Почему?

А теперь задание: перенеситесь с вашим малышом в БУДУЩЕЕ! 

Пусть теперь ваш кроха станет, сначала архитектором, потом строителем… Каков он дом будущего? Он парит в воздухе или стоит среди океана?  Его фундамент -  чьи-то ножки или новый материал, который изобретёт ваш малыш! На что похож этот дом, сколько людей в нём живёт. 
Используйте в данном вопросе порядок действий, применимый к решению любых  задач:  сначала заставляем работать собственную фантазию, затем смотрим опыт мира, опять фантазия, уже основанная на опыте (из системы ТРИЗ).

Самое главное, что должен усвоить ваш малыш в этой части урока:

- профессии, как вид деятельности, которые сопровождают человека;

- изменение материалов как элементов строительства во времени;

- движение человеческой мысли вперёд с учётом опыта прошлого.


Мы верим в вас, наши дорогие участники и путешественники!

Не забываем оставить отчет о путешествии!




  



ИГРА   ЧЕТВЁРТАЯ

 Архитектура.
часть1
ПЕЩЕРЫ


В данном проекте мы выбрали первый полёт-остановку в прошлом под названием «Пещеры».  
Что такое пещеры, их особенности >>> . Нас с вами интересует, прежде всего,  несколько вещей:
1) человек, ход его развития. 
2) влияние 1 пункта на архитектуру.

И начнём мы с важнейшего для человека понятия – жилище >>>.

Расскажите малышу о… 
Даже если вы сыты, одеты, но у вас нет места, куда вы можете прийти, в безопасности провести время, отдохнуть и т.п., в этом случае жизнь становиться на много сложнее.
Не отличались от нас и люди древних времён: одни историки датируют их миллионами лет, другие тысячами, кто-то отводит им всего пару десятков столетий; кто-то доверяет старику Дарвину, кто-то настаивает на внеземном происхождении человека, для кого-то истиной является божественное сотворение человеческого рода.…

Вы – родитель. Какую теорию выбрать и на основе, каких источников преподнести это своему малышу – решать вам. В этот раз мы начинаем с заданий для родителей.
 Да, да, дорогие участники!
Все малыши у нас разного возраста и имеют разное представление о времени пещер.
Можно предложить вниманию наших путешественников (частями!) мультфильм:

Занимательные уроки - Всемирная история. Древний человек.


Вместе с малышом обсудите вопросы, пока не касаемые жилища – пещеры.
 Для начала – это потребность в защите:  одежда. 

Представьте, что вы сели в машину времени и перенеслись во времена пещер, когда люди были… дикие (?!), звери были дикие, дикая была и природа.

Тут вашим помощником может стать замечательный рассказ  
«Кот, который гулял сам по себе» или его мультипликационная постановка:


- аудио-сказка >>>
Кстати, рекомендуем именно прослушивание аудио-сказки, которые способствуют формированию образного мышления наших малышей!
В интернете можно найти ещё ряд мультипликационных  постановок:





Но с ними рекомендую не торопиться, т.к. самое главное – это плавно создать атмосферу самих пещерных времён: 

Итак, когда мы ненавязчиво погрузили малыша во времена пещер, давайте займемся изготовлением …шкур!
Тут у вас просто масса тем для творчества, а так же тренировки классификационных навыков.

Задача родителя№1.
Изготовить вместе с малышом одежду для путешествия во времена «Пещер».  
Провести их классификацию.

Это могут быть:
- куски меха, сшитые вместе;
- созданные самостоятельно разные виды шкур по окраске:
бархат + гуашь,
бархат + лента клеящая и контрастный цвет  ткани и т.п.       
Проведите классификацию на тему «Какие бывают шкуры по окрасу»: однотонные,в пятнах, в полосках и т.п.,
- обсудите причину и необходимость этого – маскировка.

Задача родителя№2.  
Изготовить,  подготовить жителей того времени: человек, мамонт, носорог, медведь, крага или лошадь, собака, кот… Их можно нарисовать на листах ватмана или картона, обоях, можно соблюдать пропорции (человек - животные), а можно просто рисовать в специально заведенном тематическом альбоме «Машина времени. Мои путешествия. Пещеры».

Задача родителя№3.  
Подготовьте куклы для теневого театра (не торопитесь давать сюжет, МК по постановки такого театра будет чуть позже), пока же рекомендуем ознакомиться с примером автора проекта – Натальи >>>.



Задача родителя№4.  
Сделать из пластики заготовки зубов, когтей и т.п., чем было богато это время.  
Вы можете изготовить и наконечники стрел из пластики, можно, если вы не боитесь устроить снеговые раскопки, подобрать ряд камешек, для росписи.



Надеемся, что наши задания к уроку «Пещеры» доставят вам огромное количество положительных эмоций!

Мастер-класс от автора:
Готовим реквизит.
Нашим путешествиям с сыном  уж скоро будет 2 года ( 28.10.15)
И каждый раз эти погружения носили кратковременный характер, но увлекательный и "посильный" для нас обоих.
Червячок сомнений грыз постоянно: что-то не так в играх, - и, наконец, этот «не так» был обнаружен. Ведь любое путешествие должно носить погружающий характер: в быт, в нравы, в окружающую среду. Именно с создания её я и решила начать, когда пришёл возраст для серьёзных и смелых путешествий в прошлое.

Театр начинается с вешалки, а игра – с игрушек.
Мой сын смог стать равноценным участником создания последних. Знаете, я очень волновалась, планируя  для него ещё не понятные (итогом) занятия, но все сомнения развеяла «детская жажда познания», наблюдательность ребёнка и умение подмечать детали, которые подарили мне массу идей, которыми хочется   поделиться и с вами!

Для начала, я предложила сыну создать шкуры.
Для Лёки понятие шкуры – аналог кометы: т.е. теоретически он их представляет, практически – никогда не сталкивался.  Мне  хотелось подойти к этому вопросу очень деликатно, не затрагивая вопросы убийства животных ради добычи (человеком), одежды и т.п.

Я позволила себе аналог: рассказав Лёкину, что и у животных есть одежда, которую они носят. Благо, дома у нас живёт кот, и его дефиле по приготовленным мной материалом было лишним тому подтверждением. 

Погладив кота, подобрав ассоциации от ощущений шерсти, я предложила Лёке самим сделать самые распространённые виды шкур:
- пятнистую,
- полосатую.

Вообще, если коснуться вопроса шкур, то для себя я выделила:
- однотонные светлые,
- однотонные тёмные,
- пятнистые,
- полосатые.

Материалом для демонстрации этого разнообразия стали карточки из наборов:
- «Расскажите детям о…»
-"Мир на ладошке".
Итак, творческая часть.

Пятнашки - это пятнистые шкуры.
Для работы над ними нам понадобились:
- гуашь коричневого цвета,
- отрез бархата жёлто-песочного оттенка (сочетание коричневого, желтого и их оттенков – очень распространено в природе),
- клеёнка (подложить под материал).
Открываем баночку с гуашью, показываем ребёнку что надо делать и далее…
 Далее вы получаете замечательный образчик пятнистой шкуры хоть времён пещер, хоть на сегодняшний день.Главное  - не бояться, что ребенок испачкается краской  и правильно объяснить ему цель данного творчества: мы создаем разные пятнышки!

Пятнышки могут быть разными:
- отпечатки разных пальцев ребёнка;
- отпечатки пальчиков мамы и малыша;
- частые пятнышки;
- редкие и т.п.
Пока наше творение сохло, я разложила перед Лёкиным карточки с животными, имеющие пятнистый окрас, однотонный, при этом там были и кошачьи, и жираф, и гиена, и носорог, слон и т.д. 
Для начала попросила посмотреть и сказать: что общего и различного у данных животных (таким образом мы выделили разные по окрасу шкуры);  дополнительная классификация видов  - внимание (!): этот вывод сын сделал сам – гепард, лев, леопард = кошки.
Жираф похож пятнами, но он другой, слон и лев – шкуры однотонные, но они животные разные.

Следующее, что мне захотелось показать сыну – это индивидуальность каждого окраса. Вы ведь знаете, что подобно отпечаткам пальцев окрас зебры, леопарда и т.п. – ИНДИВИДУАЛЕН! Мы намазали ладошки гуашью и сделали по отпечатку, затем сравнили их (рекомендую воспользоваться лупой). 

Следующий этап дедукции – отпечатки рук только ребенка и аналогичный анализ, итогом которого должно стать следующее: окрас шкур = отпечатку пальчиков. Они не повторяются!

Полосатики - шкуры полосатые.
Для изготовления полосатой шкуры нам понадобились:
- два вида бархата (контрастные цвета);
- швейная двухсторонняя клеящая лента;
- утюг, гладильная доска.
Нарезали треугольноподобными полосками разной длины тёмный бархат, подготовила для него ленты, провели утюгом: вуаля, шкура полосатого окраса готова!
Здесь мне помогла книжка серии «Я люблю читать. Маскировка».
Там отличные иллюстрации тигра, дополнительно – указанные выше карточки.
Кроме всего прочего  Лёка отлично и внимательно просмотрел с ютуба видео про тигров, доисторических хищников и т.п.
Во время просмотра, сильно не отвлекая внимания, но я комментировала причину той или иной окраски шкуры у разных животных.

Ноги, руки!... Главное - зуб!
Затем мы сменили вид творчества, обратив свои взгляды на пластику (это искусственная застывающая глина, продается в отделах  для творчества, багетных или художественных мастерских, канцелярских отделах).
Из белого цвета (он универсален, т.к. лишь просто добавляя акриловые краски вы можете получать различные цвета и оттенки) мы накатали и нарезали колбасок, затем придав им вид зубов и клыков,
после чего фантазия мамы разыгралась и наша «подпольная мастерская по изготовлению древностей» перешла на кости.
Кстати, рекомендую выдать ребёнку шило и показать как делать дырочки в зубах и костях, тогда в процессе игры в пещерах вы сможете создать вот такие милые украшения, погремушки и прочую бижутерию пещерного века. 
Подведя «кулинарный»  итог этой деятельности: сушка пластики в духовом шкафу, - мы приступили к «дегустации» археологических находок.
Лёкин меня здорово позабавил, когда изображал саблезуба и мамонта: заодно подискутировали на тему – «чем они похожи и чем отличаются».
Хоть и не обошлось без «поджаренных» утюгом шкур, погрызенных зубов, поколотых пальцев от шила и уляпанных индивидуальностью пола, дверей и кровати, скажу одно – мы своих помощников для настоящих пещерных игр сделали!


ПЕЩЕРЫ: ЛИРИКА
 

Именно пещера – как пример жилища демонстрирует нам работу машины времени: ведь в пещерах жили и живут люди!
Пещеры вчера и сегодня, в сказках и преданиях…
(Информация, представленная ниже  взята из источников сети интернет).
Течет на Урале река Белая. На этой реке есть Капова пещера. Удивительно красивое и дикое место. Крутой спуск с берега. С реки почти не видно. Высоченная арка входа в пещеру. Из пещеры течет речка. Вода в ней удивительно чистая и вкусна. В этой пещере жили древние люди. Здесь сохранилась целая галерея рисунков древнего человека.
Сохранилась до наших дней пещера в районе села Серпиевка Катав-Ивановского района Челябинской области. В этой пещере тоже сохранились рисунки древнего человека. Эта пещера не такая грандиозная как Капова. Она сухая и более приятная на первый взгляд.
Если мы с вами вновь запустим машину времени и перенесемся уже в наши дни в государство Алжир, то мы сможем попасть в современный дом – пещеру, которая является жилищем для берберов: самым настоящим современным жилищем!
Слово пещеры, пещерные люди и т.п. очень часто сопровождается понятием «троглодит», которое  давно стало синонимом «варвара», «дикаря», «невежды». И превратилось в обидное прозвище, которым мы награждаем кого-то весьма прожорливого и к тому же всеядного. Вот только настоящие троглодиты вовсе не заслуживают пренебрежительного отношения: от большинства из нас они отличаются тем, что предпочитают устраивать свое жилье не в домах, а в пещерах.
 «Квартиры» коренных обитателей тунисского города Матматы, которых и по сей день называют троглодитами, поначалу действительно можно принять за жилища дикарей — находятся они в меловых гротах, выдолбленных в склонах холмов. Но не от бедности и безысходности забираются люди в эти странные убежища. Привычку к «пещерному» образу жизни они унаследовали от своих предков — древнего племени берберов, населявших эту территорию около полутора тысяч лет тому назад. Не за что иное, а лишь за необычный выбор места проживания греки дали этому племени название «троглодиты», что в переводе означает «живущие в норе или пещере».
Труднодоступные гроты и в самом деле когда-то служили матматским берберам убежищем: в них можно было надежно укрыться от завоевателей. Современные троглодиты Матматы давно могли бы переселиться в обычные городские квартиры. Многие, изменив древним традициям, так и поступили. Но и тех, что остались в пещерах, никак нельзя считать оторванными от цивилизации.
Троглодитам не чужды все ее блага: они обзаводятся холодильниками, телевизорами, у них есть даже водопровод, так что чувствуют они себя вполне комфортно. Особенно знойным летом, ведь в пещерах всегда довольно прохладно. Для привлечения туристов (обитаемые пещеры, конечно, главная достопримечательность Матматы) предприимчивые тунисцы превратили часть гротов в ресторанчики и небольшие гостиницы. В некоторые из них залезть можно только по веревочной лестнице.
Следы пребывания троглодитов находили не только на территории Туниса, но и в Эфиопии, Турции, Мали и других странах. Как явление троглодитизм — строительство пещер для проживания — было распространено по всему миру. Не редкость оно и в наше время.
Во Франции, например, в долине реки Луары, можно обнаружить городки и деревеньки, обитателей которых тоже считают троглодитами. Жилища в прибрежных скалах стали устраивать здесь в XI веке. Местные каменотесы добывали и продавали камни для постройки зданий, а затем размещались со своими семействами в образовавшихся пещерах. Камень там податливый, работать с ним было легко.
Пещеры троглодитов располагались довольно высоко, поэтому их не заливала вода при разливах рек. К тому же зимой и летом, независимо от погоды, в них сохранялась постоянная температура — 16 градусов. Мастера-каменотесы вырубали в горах километровые галереи, которые служили им укрытием в военное время.
Нынешние французские троглодиты всячески декорируют свои помещения, прокладывают в них современные коммуникации, снаружи пристраивают к ним терраски, перед входом разбивают небольшие уютные садики. Из добываемого камня изготавливают на продажу камины и садовые скульптуры, и стоят они недешево — несколько тысяч евро. Ручной труд высоко ценится в наши дни.
В Аравии смелые бедуины, сопровождавшие европейского путешественника в прошлом столетии, были объяты ужасом при входе в пещеру, так боялись они обитающих в ней злых духов. Только прочитав молитвы, решились они войти в пещеру. Про эту пещеру рассказывали, что раньше жил в ней разбойник Шак и что в пещере спрятаны несметные сокровища, охраняемые целым сонмом злых духов.
В Азии многие пещеры выглядят как дворцы, обставленные с восточной роскошью. Наверное, эта роскошь и навеяла фантазии о спрятанных сокровищах.
Всем известны сокровища сорока разбойников, спрятанные в пещере (сказка про Али-бабу и сорок разбойников). Вообще в арабских сказках (перечитайте "1000 и 1 ночь") пещеры упоминаются очень часто.  Алладин прячет в пещере своих жен (вероятно, отголоски того времени, когда пещеры служили жильем, укрытием); не раз попадает под землю в своих путешествиях смелый Синдбад. "... я все ехал, не останавливаясь, к тому месту под горой, в которое втекала река. И я ввел лодку в этот проход и оказался под горой в глубоком мраке, и лодка уносила меня по течению в теснину под горой... река то расширялась, то сужалась, и мрак сильно утомил меня..."  И еще в одном путешествии Синдбад снова попадает в подземную реку, насквозь проходящую под горой. А на одном острове он оказался заживо "похоронен" в пещере (колодце) со своей умершей женой и ему посчастливилось спастись, только отыскав другой выход из пещеры (горизонтальный).
Вертикальные пещеры в сказках только для черных дел и использовались. В тувинских (Сибирь, верховья Енисея) народных сказках описывается яма - пропасть глубиной в шестьдесят саженей. Так туда кости доброго богатыря сбросили, но не удалось его одолеть: мальчик-силач (наверное, юный спелеолог тех времен) спустился в пропасть и вынес кости, ну а оживить в те времена особого труда не составляло - всех хороших обязательно в конце сказки оживляли.
Перелистаем Мифы Древней Греции. Чувствуется, что вокруг достаточно карстовых районов! Подземные боги правят подземным царством мертвых и только в двух или трех местах на Земле есть глубокие и узкие горные щели, дикие расселины и пещеры, через которые можно пройти в царство Плутона. В глубокую пропасть разгневанный Зевс сбрасывает Прометея; в глубокой темной пещере живет страшный лев, которого в конце концов поражает доблестный Геракл.
Совершая свои подвиги, попадает Геракл в Италию, где хитрый великан ворует у него быков и загоняет их в глубокую пещеру. Темный мрачный лабиринт Минотавра - это уже искусственное сооружение. Множество пещер встречается в его странствиях Одиссею: в пещерах живут циклоп Полифем и его соплеменники; в морские пещеры затаскивают корабль моряки, чтобы переждать бурю; в уютном гроте, обвитом снаружи виноградной лозой, встречает героя могущественная прекрасная нимфа Калипсо.
Богатая фантазия греков и римлян населяла пещеры фавнами, селенами и нимфами. Галлы и готы считали пещеры убежищем драконов и фей, а славяне видели в них жилище злого и грозного Змея Горыныча.
О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. Про одну из пещер на берегу Иртыша рассказывают, что в ней скрылся вышедший из реки змей, и там, где он полз, осталась выжженная тропинка.
В пещеры, полные опасностей, отваживались проникать только очень смелые люди. Матушка богатырю Добрыне Никитичу говорила: "Не надобно ездить тебе на дальнюю гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные". Да когда Змей Горыныч полонил молодую Забаву Путятичну, не испугался богатырь Добрыня, пришел в пещеры глубокие, где жил Змей Горыныч, победил его и много народу из плена выпустил.
И Илье Муромцу довелось из глубокого подземелья пленников вызволять (правда, не от змея, а от Красной девицы выручать. Девица эта сорок женихов в подземелье глубокое посбрасывала. - Былины, Киев, 1978).
У поляков тоже в пещерах жил змей. Древнее польское предание рассказывает, что народ терпел величайшие бедствия от страшного змея, который жил в пещерах горы Вавель. Змей этот истреблял и людей и животных. Князь Крак (от имени которого произошло название города Краков) употребил хитрость, чтобы избавить свой народ от змея.
На острове Эймео, на высокой горной вершине находится сквозное отверстие. По древнему сказанию таитский бог войны Оро бросил через море копье в бога Эймео, но не попал. А страшное оружие пролетело как молния через гору (Чудеса подземного мира…)

***
Мы специально собрали в одном месте ряд статей из сети интернет, посвященных теме – ПЕЩЕРА. Обратите внимание:  это и жилище, и хранилище, и объект для культовых, религиозных обрядов, и традиций, и многое другое. Человек продолжает использовать пещеры в качестве места своего проживания: вот чудо машины времени! 
Мы  же для начала перенесёмся в прошлое: давным давно, так давно, что даже дедушка ещё не родился,  да и прабабушка тоже на нашей планете появлялись вулканы и горы, реки и моря, животные и … ЧЕЛОВЕК!

Для этого используйте свою ленту - РЕКУ ВРЕМЁН:
 Как он (ЧЕЛОВЕК) появился, малыш?
Вы, как родитель, вправе выбрать  любую приемлемую для вас теорию происхождения человека, 
же предлагаею нейтральный вариант   человек появился.
Для иллюстрации этого рассказа мы предлагаем устроить  теневой театр как способ нейтральной демонстрации действа появления человека:
- покажите, как из земли появляется скала, как она растёт, другая наоборот уменьшается, как яма заполняется водой, получаются озёра и т.п. Маленькое растение становится деревом, как на сцену выходит одно за другим первобытных животных:   вот показалась тень мамонта, носорога, оленя… а вот и сам человек (для этого используем фигуры теневого театра),
предложите малышу озвучить животных, пофантазируйте  на тему почему и как выражали себя первобытные животные;
- вот на сцене вашего театра человека. Умеет ли он у вас говорить? Как он двигается? Этот вопрос мы отдаем вам на откуп, дорогие родители, т.к. теории  происхождения человека очень разноплановые.
Мы же с вами можем лишь предположить, возможно, человек многое не умел, но наверняка хотел учиться, как ты малыш, правда, приятно быть  сытым, защищённым, его нравилось тепло дня и пугала темнота и бесконечность ночи, её звуков.
Одним словом, малыш, человек начал учиться, наблюдать за природой, повадками и поведением животных, запоминая и подмечая полезные для себя их манеры и привычки.  
Могло быть и такое, что  давным-давно, на Земле не было ни домов ни городов, ни дорог, совсем ничего. Только представь себе (можно продолжать играть с ребенком в теневой театр): стоит наш человек в лесу (на равнине и т.п.), а вокруг заросли дикие - предикие, звери дикие-предикие, хищные , так и норовят нашего человека напугать или скушать…

Что бы ты сделал на месте первого человека?
Наверно, стоит для начала поискать укрытие.
Где?! Как?! Что бы ты сделал, малыш? Залезем на дерево? Но ведь по деревьям звери тоже лазить  умеют. Ищет человек, ищет. Доходит до гор. Находит пещеру. Пустая?  Страшно, но рискнём вместе – зайдём, осмотримся? В пещере хорошо, тепло. Так у человека появился первый дом: крыша-каменная, стены каменные, окон правда … (дождитесь ответа малыша) нет, темновато.  Да и вход не защищён – заходи кто хочешь. Что делать? (предложите малышу поразмышлять, подскажите -  можно камнем проход завалить? Чтобы звери не залезли. Если вы уже сделали свою пещеру, придумайте «камень», которым можно завалить вход.


Игра первая.
Выбираем пещеру.
Используем игровые поля или рисуем сами. Подумайте: в какую из указанных ниже пещер лучше всего поселить вашего человека? Выбираем ту, которая вам больше нравится.

Давайте сформулируем требования к будущему жилищу (особенно это актуально, если вы будете строить её в квартире или на природе):
- оно должно находиться на безопасном расстоянии от рек, озёр и т.п., что могут его затопить при проливных дождях и т.п.
- в идеале – пещера находится на возвышенности.
- доступность источников воды и пищи (деревья и т.п.)
- размеры: вместимость для человека (одного, как минимум).
Используя далее игровое поле,  подготовьте жителей пещер, а так же персонализированного пещерного человека (вклеив фото вашего ребёнка в специальный круг). 
Проведите игру на игровом поле №1 с использованием этих персонажей (кстати, если распечатать их на бумаге потолще, то играть  будет удобнее, кроме того, можно покрыть героев слоем скотча, самоклеющейся плёнки, заламинировать и т.п.).  Не забудьте вырезать камни, рыбу, кота.

Итак…
1.     Какими были жители пещер раньше. 
Давайте условно будем называть их «первобытными людьми» и узнаем про их:
·        одежду,
·        гигиену,
·        характер.

Игра «Силы природы создали пещеру»
Постройте дома пещеру из подручных материалов. Ими могут выступить пледы, подушки, коробки, остатки упаковочной бумаги и т.п.  Обсудите с ребёнком, на примере игрового поля №1, где лучше всего расположилась бы ваша пещера (возвышенность, близость к источнику воды  и пищи и т.п.), возьмите на себя роль матушки природу и соорудите такую пещеру.

Нарядитесь в уже приготовленные одежды – шкуры, воссоздавая те времена. 

Предложите ребёнку поразмышлять над тем, как сделать из двух, трёх кусков «шкур» удобную одежду, как её закрепить так, чтобы она приносила пользу человеку.  

Напоминайте, что в распоряжении человека есть только природные материалы. Подготовьте заранее для малыша: кусочек веревки или шнура, чтобы можно было подпоясать шкуру, можно вместе проделать в ней дырки или связать куски шкуры между собой и т.п. 

Активно помогайте ребёнку в этих экспериментов. Помните, что люди не сразу сообразили, что шкуры удобнее сшивать, ведь наверняка сначала они просто их накидывали на плечи и т.п. Наша задача – продемонстрировать ребенку эволюцию швейного (скорняжного)  дела, если  можно так сказать. 

Попробуйте:
·        просто обмотаться шкурами и передвигаться таким образом:
·        связать шкуры между собой;
·        закрепить их с помощью различных приспособлений (зубы и т.п.)
·        сделайте дырки острыми предметами (для этого заранее чуть надрежьте шкуры, а ребёнок пусть зубом или клыком проковыряет отверстия), «сметайте» первобытный костюмчик, помните классиков: «Главное – чтобы костюмчик сидел!».
Используйте игровое поле в помощь малышу, задавайте ему развернутые вопросы, о том, почему так одеты люди, почему  и что у них в руках.  Совмещая игровые поля  – подберите удобные камни-двери к жилищам наших первобытных людей. 

Расскажите малышу, что человек заметил, что после купания в реке он чувствует бодрость, его кожа менялась: смывалась грязь и т.п.  Обсудите вопрос гигиены: зачем она нужна и т.п. на примере нашей игровой семьи с поля.

Вернитесь снова в пещеру, постарайтесь поместиться туда вместе с малышом!
Разделите его ощущения от такой игры. Не забудьте «завалить дверь». С учетом знаний о том, из каких частей состоит дом, обсудите и сравните отличие или сходство пещеры с ним. Что отсутствует, что заменяет? Комфортно ли на голом «полу», чего не хватает на потолке (люстры, светильника и т.п.), зачем они? И т.п.

Итак, с новосельем, дорогие путешественники: мы заселились в пещеры. 

Обратите внимание ребенка на то, что данное жилище человек НЕ СТРОИЛ,  
а использовал то, что подарила ему природа. Это очень важный момент! И порой природа сама заботилась об украшении пещер, давайте и мы станем природой и… вырастим в своей пещер СТАЛАКТИТ!( >>>)
(подберите видео этого)
Особенно здорово это будет смотреться, если вы сделаете для жителей наших пещер миниатюрную пещеру из папье-маше или т.п. материалов, пример >>>

Итак, мы в пещере. Темновато, не правда ли… Да и чем заняться? Может, перекусить? Да!
(Не забываем о мультфильмах, предложенных вам в подготовительной части.)

Тогда настала пора познакомить наших малышей с вопросами:
орудия первобытного человека и его рацион.
Среди них мы предлагаем вам рассмотреть:
·        орудия добычи пищи, защиты, культуры,
·         еда: собирательство, ловля, охота.

Добыча пищи могла происходить несколькими способами:
·        собирательство(разложите по квартире карточки разных фруктов, овощей,  грибов, располагая их на разных уровнях и высотах, игрушки и т.п., настоящие овощи и фрукты). Дайте задание малышу собрать определенный вид  растений, их схожесть и отличия; поясняйте, что бывают съедобные и несъедобные. Ещё раз подчеркнём, что будет не лишним, если среди таких предметов окажутся настоящие фрукты и овощи, что позволит вам устроить веселый первобытный пикник.

 Задайте малышу вопрос, ответ на который позволит вам вместе немного пофантазировать:
«Какие предметы мог использовать человек при добычи пищи методом собирательства?»

Возможные варианты:
- первые этапы: листок травы (собираем ягоды, воду);
- изготовление первой примитивной посуды: выдалбливание  из дерева, изготовление из коры (бересты и т.п.), глиняная посуда.

Творческое задание: изготовить первобытную посуду.
Её можно сделать:
·        из пластики: не забудьте перед тем, как сушить посуду нанести узор на разные предметы, дабы сделать отличными, скажем, миску папы от миски малыша.
·        из кусочков бересты (аналогичное выше указанному – наносим отличительные рисунки, орнамент).
·        из пластилина, глины и т.д.

Немного информации о глине, для родителей:
Где взять глинуОбнаружить глину можно везде. Особенно ее много там, где в доисторические времена проходили ледники.
В местностях с глинистой почвой она залегает сразу под слоем земли. На склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек пласты глины часто выходят на поверхность. В городах это нередко можно увидеть во время рытья канав, котлованов при строительстве метро. Жирная, пластичная глина встречается в низинах с повышенной влажностью. Примечательно, что в таких местах в изобилии произрастают травы, типа белокопытник и мать-и-мачеха. Разные типы глины отличаются по свойствам.
Обнаружив слой глины, попробуем определить, подходит ли она для лепки. Разомните в руках небольшой кусочек влажной глины и скатайте из него колбаску толщиной в палец. Потом попробуйте согнуть из этой колбаски колечко. Если на колечке не образовалось трещин — это жирная глина. На ощупь она мягкая и очень пластичная. Из нее хорошо лепить бижутерию, мелкую пластику. Но для изделий покрупнее она не годится: при сушке и обжиге изделия коробятся, на них образуются трещины. Такую глину можно улучшить — добавить отощающие добавки — промытый песок, измельченный бой керамических изделий.
 Глина, в которой содержится более 5% песка, называется тощей. Трещин тем больше, чем больше песка. И такую глину можно исправить с помощью отмучивания. Но это довольно трудоемкий процесс, так что лучше поискать более подходящую глину. Цвет «живой», не обожженной глины обманчив. Она может быть сине-зеленой, как, например, кембрийская, а после обжига станет кирпично-красной и т. д.
 Если, вы хотите определить, какого цвета будет ваша глина после обжига, устройте эксперимент. Из небольшого куска глины скатайте шарик и после тщательной сушки обожгите его в печи.
  Состав глины.
  По минеральному составу глина относится к группе полиминерального сырья, содержание диоксида кремния в глине до 70 %, в том числе свободного кремнезема(двуокись кремния, SiO2) до 60 %.
 Примеси, входящие в глину определяют её цвет, консистенцию, особую пластичность или каменную твердость.
Цвета глины определяются большим количеством присутствующих в них солей:
  •  красный цвет- калий железо;
  • зеленоватый – медь;
  • голубой – кобальт, кадмий;
  • темно-коричневый, черный – углерод, железо;
  • желтый – натрий, сера.
 Кроме того, глину стали использовать и наружно: при правильном применении глинолечение обладает высокой терапевтической эффективностью. Наружное применение глины оптимизирует состав кожи, мышц и связок.  
Используют различные способы наружного применения: компрессы, глиняные ванны, обертывания, массажи с глиной и т.д.  Глинистые салфетки или просто аппликации из глины самый простой и доступный способ глинолечения.
Возможно, и ваши человечки с игрового поля №2 усвоят эту информацию и среди профессий в вашей пещеры появятся и такая – шаман, лекарь!

А мы вернёмся к посуде.
При выполнении этого урока обратите внимание ребенка на то, что посуду можно украшать путем:
- выцарапывания на предмете рисунка, орнамента;
- выдавливания рисунка на мягком материале;
- красками.

И вот! О чудо машин времени!
Мы плавно переходим к вопросу «первобытная живопись». Используйте уже готовый материал сходного тематического занятия ( >>>). Кроме того, если позволяют погодные условия, то предлагаем вам прогуляться в ближайший пар и поискать там куски старых стен, крупные камни, остатки старых построек.

Именно с их помощью можно проиллюстрировать ребенку то, как рождалась пещерная живопись, к примеру:
- рисование твёрдым предметом
(камнем по камню, кусочком мела и т.п.)
   
- рисование красками
(воспользуйтесь, к примеру, коричневым и жёлтым цветом, чтобы получить цвет охры)
   
   
В рамках данной темы рассмотрите с малышом следующие вопросы:
·        эволюция способов и целей изображения предметов на стенах жилища (пещер);
·        эволюция элементов рисования (от уголька, камня к кисточке и т.п.);
Расскажите ребёнку о том, что человек рисовал, чтобы поделиться впечатлениями с другими жителями «квартиры» - пещеры, чтобы воплотить свои первые мечты (победить медведя, поймать мамонта), чтобы реализовать потребность в творчестве!
Можно выучить вот такое стихотворение:
Дикие люди в пещере сидели,
Тоскливо на серые стены глядели:
От туда, из мрака к себе их манила
До этого им незнакомая сила!

Схватив уголёк, что-то с чем-то смешили,
И вот, от души рисовать они стали:
Охоту, рыбалку, войну и семью.
И смыслом напомнили вмиг жизнь свою!

автор – Марина Андреева-Доглядная

Обязательно, если вы обзавелись личной крупногабаритной пещерой, устройте с малышом рисование на стенах.

Задание для родителей: найти примеры современных знаменитых пещер с наскальной живописью. Провести перелёты из прошлого в будущее, можно инсценировать игру, к примеру, вы выбрали пещеру, которая знаменита сегодня большим количеством наскальных рисунков, просмотрите их примеры, предложите ребенку нарисовать  именно такие рисунки, не упоминая ещё о том, что есть такая знаменитая пещера, а потом, включив машину времени, посмотрите вместе фильм про такую пещеру или фото её стен, комментируя то, как воспринимали люди тогда это занятие и что из него получилось сегодня, пример: 

Стоп!  
Только рисовать в темноте как-то не привычно, согласитесь!

Первобытный огонь.
Тогда давайте коснёмся вопроса первобытного огня. Как и каким образом человек его получил – теорий масса! Предлагаем вам коснуться этого вопроса в ракурсе случайности и наблюдательности.
Требуемая подготовка:
  • изображение дерева или иллюстрация,
  • языки пламени,
  • предмет, похожий на факел,
  • цветная бумага красного, жёлтого цвета, можно самоклеющаяся.
Расскажите ребенку, сидя вместе с ним в пещере, что однажды была сильная гроза и молния попала в дерево, недалеко от пещеры, которое загорелось.
Страшно было человеку, но жутко… интересно, и он пошёл посмотреть: дерево горело!
От него исходило тепло и свет, а из костра вываливались угольки. Чувство познания победило страх, и человек сунул в огонь палку… Не горит, другую – не горит. Почему, малыш? 
Верно! Палки были мокрые!
И вот, случайно в ходе проб, человек сунул сухую палку и тут случилось чудо – в его руках оказался первый ФАКЕЛ и ОГОНЬ!
      
    
Используйте игровое поле, цветную бумагу, клей или самоклеющуюся бумагу, чтобы подобно первобытным людям перенести огонь в ваше жилище – пещеру.
Что изменилось в жилище?
Что изменилось в быте человека.
Что и благодаря чему стал смог делать человек?  
И т.п. вопросы предстоит обсудить вам с малышом.

Вот примерные ответы:
- сушить одежду и пещеру,
- обогревать и освещать её,
- рисовать ночью и в сумерках,
- готовить пищу и т.д.
Обсудите с ребёнком, как такие умения повлияли на характер быта человека, какие новые занятия и профессии могли возникнуть (к примеру, хранитель огня и т.д.)
·        позднее, наблюдая за природой, человек научился …  сельскохозяйственному делу.
Побеседуйте с ребенком о том, что происходит с растениями на протяжении всего года... Например, растут растения...

Давайте и мы познакомим с ним малыша, ведь люди продолжали наблюдать за природой, что их окружала, подмечали, что из упавших на землю семян постепенно появлялись маленькие росточки и т.д.

Люди пробовали на вкус: и семена, и ростки, и плоды. Постепенно накапливая впечатления – опыт,  о том, что и как растёт. Даже дёргая корешки, человек замечал, что они ведут к дереву, кусту; пробуя разные травы, человек запоминал их цвет, запах, формируя у себя знания и передавая их из поколения в поколение (вы можете приобрести в аптеке разные сухие травы и дать малышу их посмотреть, чтобы мог сравнить ощущения от живой и сухой травы), кроме того, если собрать сухой травы или подсушить на солнце свежую, можно устроить более уютную пещеру, разложив на полу, подложив во время сна и т.д. Таким образом, человек занялся не только сельским хозяйством, но и украшением, обустройством своего жилища!

Если вы уже с малышом украсили его шкурами, то с использованием в т.ч. игровых полей, проведите:
·        украшение пещер шкурами,
·        подберите шкуры первобытным людям;
·        выбираем дверь-камень для пещеры;
·        не забываем выбрать и обосновать выбор пещеры для наших людей;
·        обустройте свою пещеру.
Помимо этого устройте небольшое представление для малыша длительностью на неделю: заранее приобретите в магазине, к примеру, траву для кормления кошек (она очень хорошо и быстро всходит), проведите с малышом опыт по её засеванию согласно инструкции (можно начать ещё до игры в пещеры), отслеживайте, как ежедневно меняется картина, обращайте внимание малыша на эти изменения, добавив, что сейчас вы снова с ним в машине времени, т.к. человеку понадобились многие года, а порой и столетья, чтобы собрать свои наблюдения за природой, набрать семян, попробовать их прорастить, собрать первый урожай и придумать, как его хранить и передать эти знания другим людям.

·        ловля рыбы.  К вашим услугам игровые поля 1 и 2.  Кроме этого, можно устроить в ванне первобытное озеро, накидав в неё игрушек и налив воды, порой достаточно и таза.  Пусть сегодня игрушки будут рыбой или используйте другие ассоциативные игрушки. Для начала предложите малышу устроить рыбалку: ловим руками!  Наибольшую демонстрацию этого процесса даёт … ловля мыла в ванне ))). Именно она хорошо демонстрирует тот факт, что рыба вовсе не стремилась стать пищей человека и приходилось очень потрудиться, чтобы её поймать.
Удобно? Не всегда, правда! А дикая-предикая рыба была ещё  и шустрая-прешустрая, поэтому человек придумал:
·        строить корзинки для ловли рыбы, которые плелись из мягких  веток, погружались в воду и в нужный момент вытаскивались из воды.;
·        делать копья с острыми наконечниками, которые он пускал в зазевавшуюся рыбёшку.
·        изготавливать сети, удочки и т.п.
·        Источники: >>>  и >>>

Игры на моторику:
·        предложите малышу смастерить корзинку для ловли рыбы из пластилина, обратите внимание ребенка на то, что люди, чтобы повысить эффективность свой ловли, клали в корзинки приманки, заужали горлышки её и т.п.
Следующим этапом было появление сетей, удочек и т.п. можно использовать рыбок с поля 2, скрепки, карандаш и кусочек веревочки – соорудите первую удочку и устройте рыбалку!

Можно поставить сети на реке и т.п. (используйте человечков с игрового поля № 2, пластилин, цветную бумагу для подобного творчества: склейте и «закиньте» сеть из полосок цветной бумаги в реку игрового поля №1.

 Для того, чтобы разнообразить занятия, не забывайте их чередовать с физическими  минутками:
·        по команде спрятаться в пещеру: идут дикие животные!
·        тренировка  для охотника: сел, встал, замер ( и т.д.);
·        если у вас дома есть турник – лезем на дерево и осматриваем местность на предмет врагов и т.д.

Если вооружиться кисточками, картоном, то можно нарисовать самых настоящих пещерных зверей: мамонта, носорога и т.д. или воспользоваться бонусами к уроку, просто распечатав их и вырезав. Заодно можно повторить и цвета, сравнить их с цветом шкур, которые сделали вы с малышом.
Для завершения образа, можно изготовить подвижных диких животных вот по таким образцам:
 
(приведен пример из урока «Алжир»)

С таким животным миром уже можно сыграть:
·        Ловим убегающих оленей;
·        Бросаем копьё в мамонта;
·        Набрасываем сеть на мамонта или носорога;
·        Строим яму-ловушку для животных;
·        Сортируем животных по «классам» опасности или полезности для наших людей;
·        Сортируем животных по принципу «кто мог захотеть посетить наш дом-пещеру»;
·        И т.д.

Вместе с охотой на диких животных к человеку пришло осознание того, что животных можно и приручать!
Для начала проведите с ребёнком простой жизненный эксперимент: в течение нескольких дней кормите … голубей и т.п. птиц в одно и то же время в одном и том же месте. Обратите внимание ребенка, что через некоторое время птицы начнут вам доверять, запомнят вас. Только одна просьба, если вы делаете это в холодное время года, то давайте будем человечными и не будем бросать этим заниматься до весны! Ведь мы в ответе за то, кого приручили! Напишите это правило в вашем альбоме путешествий, прочитайте его ребёнку, выпишите и повесьте на видное место: давайте воспитывать в наших детях любовь и бережное отношение к природе. Можно так же построить ряд кормушек- приманок, развесить их в парке и периодически подкармливать животных.
И снова в прошлое!
Поиграйте животными из бонусов к уроку. Поразмышляйте о том, кто и когда мог стать домашними животными. Для наглядности прочтите произведение  Киплинга «Кот, гулявший сам по себе», кроме этого советуем ознакомиться вот с такой информацией >>> , одомашнивание  >>> .

Разложите и посчитайте свою добычу, к примеру: сегодня мы собрали 3 апельсина и яблока, 2 банана, поймали в реке на удочку 2 рыбки, 3 рыбки попали в сеть и 1 была поймана в корзинку. Итак, у нас получилось Х съедобных предметов. Теперь приступим к делению: первобытному папе надо дать 2 рыбы и 1 яблоко, маме 1 рыбку и 1 банан и т.д. Подключите малыша к этим математическим манипуляциям. Предложите ему  распределить еду поровну, распределить только рыбу или только фрукты, можно придумать свои названия всей пойманной пищи, ведь мы у истоков! Пусть банан будет … 
И вот тут… Стоп! Мой хороший, смотри, одни люди были очень наблюдательны, другие умели быстро бегать, третьи… (проведите ряд  далее вместе с малышом).
И в какой – то момент наши первобытные жители поняли, что полезно не всем целый день выслеживать мамонта или добывать огонь, они стали распределять обязанности:
·        одни стали сторожить пещеру и сохранять огонь: сегодня это…. (продолжите далее сами);
·         другие стали добывать пищу, став…;
·        третьи ухаживали за детьми, передавали им опыт, воспитывали их, чем занимаются сегодня …


Но это уже другая история: продолжение следует!










































Забыла сказать: 
Для слабых на копирование дам и джентльменов, особенно тех,
что любят "придумывать" чужими руками (мозгом) "свои аналоги-копии":
представленный текст и фото являются авторской собственностью.

Не подлежат частичному, полному и иному копированию, цитированию, заимствованию и публикацией под новым именем. и т.п., а уж тем более выкладыванию в сети интернет без разрешения на то автора, т.е. меня.
Разрешения - письменного.

Если что-либо из изложенного здесь вам по душе, которая к тому же просит и поделиться этим с другими, буду рада, если при этом вы просто
сделаете ссылку на данную публикацию.

В противном случае оставляю за собой право считать вас нарушителем моих авторских прав
и человеком творчески и духовно бездарным. 

15 комментариев:

  1. Можно ли выкладывать частями игры по этому уроку? Например, в одной части игра по стихотворению, а в другой части игра со строительством.

    ОтветитьУдалить
  2. Наше второе путешествие решили делать частями. Здесь играем со стихотворением С. Я. Маршака "Дом, который построил Джек" http://club.umnitsa.ru/smartydiary/dom-kotoryi-postroil-dzhek Вот наш дом и книга с прозрачными страничками http://club.umnitsa.ru/smartydiary/dom-prodolzhenie

    ОтветитьУдалить
  3. Мы с удовольствием всей семьёй продолжили наше путешествие на машине времени: мы не только вспомнили и обсудили известные факты о том, из чего состоит дом, используя необычный нарисованный дом из файлов, но и познакомились с новыми для всех нас мультфильмами. А самое главное - мы сделали макет дома, и теперь играем с ним каждый день! Наш отчет: http://club.umnitsa.ru/smartydiary/mashina-vremeni2 Спасибо, Марина!

    ОтветитьУдалить
  4. С небольшим опозданием выкладываем наши игры по теме "Мы построим дом". Играем с удовольствием всей семьей. :) Спасибо, Марина! Очень понравилась идея создания дома из файлов!
    http://izbenka.org/igrovaya/mashina-vremeni/proekt-mashina-vremeni-my-s-toboy-postroim-dom/

    ОтветитьУдалить
  5. Наш отчет http://club.umnitsa.ru/smartydiary/my-s-toboi-postroim-dom-1
    Спасибо за замечательные идеи, запаса игр на месяц хватит!
    (Ирина и Владислав)

    ОтветитьУдалить
  6. http://club.umnitsa.ru/smartydiary/leto-mashina-vremeni-igra-tretya-4-6-9-iyulya
    Спасибо за отличные идеи для игр! От Ди и Со 3-я игра!

    ОтветитьУдалить
  7. http://club.umnitsa.ru/smartydiary/kto-pomoshchnik-v-dome-nashem
    Наши игры по теме "Кто помощник в доме нашем?"

    ОтветитьУдалить
  8. Светлана Иванченко26 июля 2015 г. в 02:00

    Наш отчет по 3 игре: http://club.umnitsa.ru/smartydiary/mashina-vremeni-3-professii

    ОтветитьУдалить
  9. Марина, мы с Вероничкой продолжаем играть в игры по МАШИНЕ ВРЕМЕНИ http://club.umnitsa.ru/smartydiary/zapozdalyi-otchet-po-mashine-vremeni-papka-stroitelnye-professii Ольга, мама Ники.

    ОтветитьУдалить
  10. Начали проходить часть 1 "Пещеры", но до понятия пещеры так и не добрались. Ждите продолжения.http://club.umnitsa.ru/smartydiary/mashina-vremeni-proiskhozhdenie-cheloveka
    Ольга, мама Ники.

    ОтветитьУдалить
  11. А по третьей-то части я ссылочку и не оставила. Ирина и Владик, отчет по части "Кто помощник в доме нашем" http://club.umnitsa.ru/smartydiary/mashina-vremeni-3-kto-pomoshchnik-v-dome-nashem

    ОтветитьУдалить
  12. Готовим реквизит: ожерелья, одежда и пещерные жители. http://club.umnitsa.ru/smartydiary/mashina-vremeni-gotovim-rekvizit-ozherelya-i-shkury-i-peshchernye-zhiteli Ольга, мама Вероники.

    ОтветитьУдалить
  13. Наше первое путешествие в пещерные времена. Выбираем пещерку и приручаем огонь. http://club.umnitsa.ru/smartydiary/priruchenie-pervogo-ognya-nashe-puteshestvie-prodolzhaetsya
    Спасибо за интересные задания. Ольга и Вероника.

    ОтветитьУдалить
  14. Охотимся, ловим первобытную, рыбу, мастерим окаменелости..... Делаем папку-лэпбук "КАМЕННЫЙ ВЕК". http://club.umnitsa.ru/smartydiary/papka-kamennyi-vek-ili-nashi-igry-prodolzhenie Оля и Вероника.

    ОтветитьУдалить
  15. http://club.umnitsa.ru/smartydiary/kamennyi-vek-proekt-mashina-vremeni Наш каменный век прошел на ура! Спасибо вам!

    ОтветитьУдалить